История празднования Рождества и Нового года

Рождество - один из важнейших христианских праздников, установленный, по церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Римско-католическая церковь отмечает Рождество по григорианскому календарю - 25 декабря. Русская православная церковь и некоторые другие православные и древневосточные церкви отмечают Рождество по юлианскому календарю, что соответствует 7 января нового стиля...

История празднования Рождества и Нового года

Рождеству предшествует Рождественский пост, который длится сорок дней. А канун Рождества носит название Сочельник.

КОГДА ПОЯВИЛСЯ ПРАЗДНИК

Ранние христиане не праздновали Рождество Христово. Появление нового праздника в христианстве связано с желанием церкви распространить свою веру и вытеснить все другие религии.

Древние римляне почитали бога солнца Митру и наступление Нового года связывали с приходом весны, началом сельскохозяйственных работ и отмечали праздник 22 декабря (день солнечного солнцеворота). Стремясь вытеснить культ Митры, христианская церковь изменила празднование «рождейия непобедимого бога-Солнца», превратив его в праздник Рождества Христова.

Первыми Рождество стали праздновать христианские общины в Риме, а самое раннее упоминание относится к 354 году. Принятие праздника для всего христианского мира произошло лишь спустя столетие в 431 году на Эфесском соборе.

По сравнению с Европой, на Руси традиция празднования Рождества Христова появилась достаточно поздно - в X веке после принятия новой веры - христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими культами, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков (святки). Пережитки этого языческого праздника сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), ставшие со временем неотъемлемой частью Рождества.

25 ДЕКАБРЯ ИЛИ 7 ЯНВАРЯ?

Как известно, календарь, которым мы пользуемся сегодня, был изобретен не сразу. На его формирование ушло много столетий. Издревле люди обращали внимание лишь на день и ночь, не считали года, а лишь отмечали для себя, что за студеной зимой приходит весна и лето. Но со временем, появилась необходимость в коммуникациях, и для удобства был изобретен календарь. Люди заметили систему в смене времен года, дня и ночи - солнечный календарь. Позднее в разных государствах стали появляться разные календари. В России этот процесс проходил особенно интересно. Несколько раз менялось летосчисление: пытались считать года и от сотворения мира, и от Рождества Христова, и даже от дня коммуны!..

Тем не менее, шло время, и разные государства, в том числе и Россия, для удобства совместных действий стали использовать единый календарь - юлианский. Но этот календарь был несовершенен и отставал от солнечного календаря. В Европе ошибку исправили в 1582 году благодаря папе Григорию XIII (отсюда и название - григорианский календарь). В России же продолжали пользоваться «старым», юлианским, а, следовательно, отставать по датам от Европы на 13 дней.

Только в XX веке в России стали использовать «новый», григорианский календарь, который был введен советской властью. Но все же церковь не признала этих изменений и продолжала придерживаться юлианского календаря. Таким образом, праздник Нового года стали отмечать 31 декабря (по юлианскому календарю он отмечался 13 января), а Рождество так и осталось 7 января без изменений.

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЯСЛИ

Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления к Рождеству яслей - сценок рождения Иисуса Христа. Обычай этот имеет церковное происхождение. Начиная с 13 века, внутри католических храмов в специальных нишах стали составлять композиции, изображающие сцены рождения Христа. Композиции составляли из фигурок, сделанных из дерева, фарфора или раскрашенной глины. Дева Мария, Иосиф, маленький Иисус, ангел, пастухи - традиционные персонажи таких яслей.

Со временем сложилась традиция создания подобных яслей и в домах прихожан. Однако в отличие от церковных яслей, домашние ясли обычно создавались к Рождеству и стояли они до праздника свечей 2 февраля. Пейзаж, одежды, бытовые мелочи в композиции яслей менялись в зависимости от культуры, социального статуса мастера - каждый помещал новорожденного Христа в знакомую для себя обстановку. Так появляются сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Это послужило основой появления культурных различий в традиции изготовления рождественских яслей.

Фигурки, из которых составляются ясли, очень часто представляют настоящие произведения искусств. Во Франции такие фигурки получили особое название - сантон. Сантон по-французски означает «маленький святой» (santon - "petit saint"). История сантонов берет свое начало с периода Революции в конце XVIII века, когда были запрещены полуночные мессы, а многие церкви были закрыты. Верующие, вынужденные оставаться в своих домах, стали изготавливать фигурки святых: сначала из картона, воска, дерева и даже хлеба, а затем из глины. Существует три вида сантонов:

маленькие - около 1-3 см;
традиционные - около 5-7 см;
большие - достигают 20 см.

Сейчас сантоны изготавливают вручную преимущественно из глины: массу красной глины закладывают в двустворчатую гипсовую форму - так получается основа будущей фигурки. Затем заготовку раскрашивают, создавая лицо, мимику, прическу. И, наконец, фигурку одевают в специально сшитый наряд. До сих пор во Франции за месяц до Рождества проходят многочисленные ярмарки сантонов.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОДАРКИ

В католической традиции принято дарить на Рождество достаточно дорогие и значимые подарки всем близким и родственникам. В России крупные подарки обычно дарят на Новый год. И в Европе и в России в магазинах еще с начала декабря начинаются рождественские и новогодние распродажи, которые пользуются огромной популярностью.

Подарки принято красиво упаковывать. В домах, где на Рождество и Новый год ставят елку, подарки обычно оставляют под ней. В больших семьях празднично упакованные коробки могут образовывать целые горы. В европейских странах подарки также собирают в специальные мешочки, сшитые в виде чулка. Эта традиция основывается на поверье о том, что в ночь, накануне Рождества, Санта-Клаус кладет подарки в носки или обувь, оставленные рядом с кроватью.

Сочельник и само Рождество - время, когда принято совершать добрые дела, делать пожертвования. В католических церквях сложилась традиция устанавливать специальные копилки. Эти копилки стоят в церкви в течение всего года и предназначены для частных пожертвований. Вскрываются они в Рождество после утреннего богослужения. Накопленные деньги священник раздает беднейшим прихожанам.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ

Вот уже больше века задолго до наступления новогодних праздников прчтовые службы многих стран мира работают в усиленном режиме, доставляя десятки и сотни тысяч рождественских и новогодних поздравлений. Порою один человек отправляет десятки поздравлений всем своим родственникам, друзьям, коллегам по работе, бывшим однокурсникам и просто знакомым. В большинстве случаев поздравления пишутся на специальных открытках, которые к Рождеству и Новому году в огромных количествах появляются на прилавках книжных магазинов и киосков.

Прототипом рождественских открыток стали гравюры и литографии на темы Рождества, которые были очень популярны в период Средневековья. В Европе сложилась традиция посылать родным и друзьям письма с рождественскими и новогодними поздравлениями. Иногда в таких письмах рисовали на рождественские темы от руки. Другим прообразом открыток стали визитные карточки, которые накануне Рождества развозили всем важным адресатам. Подобные визитки появились в Париже в середине XVII века, и сразу получили широкое распространение во многих европейских странах.

В 1848 году государственный чиновник сэр Генри Коул заказал у художника Джона Хорсли, своего друга, необычное в то время рождественское поздравление - рисунок на картоне размером 12x7 см. В центр изображения художник поместил семью Коулов, сидящую за праздничным столом с бокалами в руках и поднимающую тост за Рождество. По бокам расположились иллюстрации, на которых Коулы, проявляя милосердие и сострадание, делились с бедняками одеждой и едой. Общее изображение дополняла подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Этот кусочек картона и стал первой рождественской открыткой. Спустя три года с этой открытки Коулы сделали тираж в 1000 экземпляров, который был быстро распродан. Цена одной открытки составляла один шиллинг, сумма, которую были способны заплатить только очень обеспеченные люди. С 1860-х гг. производство рождественских открыток стало массовым.

Следует отметить, что из того первого тиража осталось лишь несколько открыток, которые представляют огромную ценность для коллекционеров. Например, в Великобритании, в графстве Уилтшир на недавних торгах на аукционе одна из таких открыток была продана за 22 тысячи фунтов стерлингов.

Сейчас все более популярными становятся электронные рождественские и новогодние открытки. Однако традиционные открытки по-прежнему активно используются - ведь их можно оставить на память на долгие годы. К тому же картонную открытку можно не только отправить по почте, но и вложить в коробку с подарком.

СОЧЕЛЬНИК

Рождественским сочельником называется день накануне Рождества. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво - вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, ужинали сочивом. Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по деревням ходили колядующие - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца, начале нового солнечного года, победе света над тьмой, и с культом усопших предков. Сами крестьяне объяснили этот обычай так: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреться, и что от этого огня пшеница народится ярая». Среди каждого двора клался воз соломы, которая после службы в церкви поджигалась. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы». При этом обряде возжигания огня все старались оставаться безмолвными.

Очень большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу при этом убирали с особой тщательностью, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. На Рождество в России было издавна принято устраивать праздничный стол? На котором должно быть непременно 12 блюд, ведь 12 -священное число, т.к. 12 дней тянутся Святки, освященные великими событиями Рождества.

Во время Святок, мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день. Праздничное меню всегда было обильно и разнообразно. Обязательными блюдами были: сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, буженина, бараний бок с кашей, домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей,

скими яблоками, утка с капустой, пироги и пряники.

 

Когда Новый Год впервые стали отмечать 1 января?

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а с Рождества Христа, ссылаясь на европейские народы.

Новый Год было запрещено отмечать 1 сентября. 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви, велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет.

В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из солому.

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодцие подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства.

К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).

Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени очень мешала. И с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (внецерковный) характер.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, катание на санях и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

 

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрым человеком. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома, узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря "святой" стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый Год. Доброго старика везде называют по-разному:
в Испании - папа Ноэль,
в Румынии - Мош Джарилэ,
в Голландии - Синте-Клаас,
в Англии и Америке - Санта-Клаус,
а у нас - Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а англичанин Тенниел вскоре создал образ добродушного толстяка.

 

Интересные факты о праздновании Нового Года

Новый год в АВСТРАЛИИ начинается первого января. Но как раз в этр время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.

В октябре Новый год приходит в ИНДОНЕЗИЮ. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.

ИТАЛЬЯНЦЫ в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи - летят из окон на мостовую цветочные горшки, старые стулья, сапоги... Чем больше выбррсишь вещей, считают они, тем больше богатства принесет Новый год. Надо сказать, очень странный обычай, хоть надевай каску на голову.

Новый год в БИРМЕ начинается первого апреля, в самые знойные дни. Целую неделю люди от души поливают друг друга водой. Идет новогодний фестиваль воды - тинджан.

В КИТАЕ новогодняя церемония не обходится без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В древние времена хлопушками служили стволы бамбука, который при горении лопался с громким треском. Был в Китае и еще один замечательный обычай - в первые новогодние дни строго запрещалось браниться и ругаться.

Кто-то ждет 1 апреля, кто-то дожидается октября, кто-то января... А ЭСКИМОСЫ ждут, когда выпадет первый снег. Как выпал снег, так и наступил Новый год!

Каждый понимает, что нынешние зимние праздники сильно отличаются от Петровского времени, но, все же, у нас сохранились некоторые языческие обряды и традиции. Вот например известное рождественское полено. Считается, что ещё древнее викинги принесли этот обряд в Англию. На Рождество они спиливали огромное дерево, и весь год оно вылёживалось - сохло. И только на следующее Рождество его приносили в дом, и оно горело в очаге долго-долго. Если же гасло, не прогорев до пепла, хозяева ожидали беды.

 

История песенки про ёлочку.

Конечно, все мы знаем самую новогоднюю песенку, ведь так? Правильно, естественно, это "В лесу родилась ёлочка". А вы знаете, кто её автор? Её звали Раиса Адамовна Кудашёва. Учительница, библиотекарь и поэт, она написала множество стихов-песенок, сочиняла и сказки. Но только написанная в 1903 году и положенная на музыку композитором-любителем Л. Бекманом (который решил сочинить песету для своей дочки) "В лесу родилась ёлочка" стала неотъемлемой частью русского детства, праздника, ожидания чуда. "И много-много радости детишкам принесла..."

 

Откуда пришел обычай наряжать елку?

При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого?

По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. Рядом с цветами на маленьком деревце горели свечи мира.

Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня.

Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Наши языческие предки верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Однако духи бывают не только добрыми, но и злыми, и поэтому их нужно было умилостивлять, подарками.

Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, мировым древом, символизирующим жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки.

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи -непостижимость божественного промысла.

Вскоре этот обычай проник в особняки и замки Германии. Вырастая, немецкие принцессы выходили замуж за иноземных принцев (так уж раньше было заведено) и приносили этот зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века в Англии первую елку. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, сейчас это часть Франции).

Позднее елочки (настоящие новогодние, а не веточки ели и сосны) пришли и к нам.

В России судьба елочки сложилась не просто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом.

Как известно, обычай украшать жилище еловыми ветками появился с Цетра I.

В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Публично в столице ёлки стали ставиться только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке уже были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). Так что ставить в домах елочки не такое уж и древнее дело, как может показаться.

 

Рождественская открытка начала XX века

 

Новогодняя открытка начала XX века

 

Новогодняя открытка 40-70-х годов XXвека

Комментарии ВКонтакте

Добавить комментарий

4 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Расскажите об этом друзьям: